Наши адреса:
Челябинск, пр. Победы, д.119, офис "Бизнес-юрист"


Риски при продаже бизнеса


Законодательство развитых стран учитывает множество рисков приобретения готового бизнеса. В Европе правовой механизм безрисковой продажи уже отработан. А в России продать бизнес напрямую нельзя. Передача права собственности в наших условиях имеет свои особенности и опасности.

Вот несколько возможных способов продать свой бизнес:
1) купля-продажа готового бизнеса как предприятия (в порядке, предусмотренном статьей 132 Гражданского кодекса);
2) купля-продажа долей (акций) компании;
3) создание нового юридического лица и передача ему активов, связанных с покупаемым бизнесом;
4) покупка бизнеса в виде приобретения активов и переуступки продавцом прав по договорам. Такой способ обычно применяется, если "товаром" является бизнес индивидуального предпринимателя (при этом все лицензии, оформленные на старого владельца, должны быть переоформлены на нового).

К основным вариантам можно отнести куплю-продажу готового бизнеса как предприятия и куплю-продажу долей (акций) юридического лица. Выбор варианта зависит от многих факторов, в частности, от рисков, которые таит каждый из них.

Продаем имущественный комплекс

Порядок заключения договора продажи предприятия регламентирует параграф 8 главы 30 Гражданского кодекса. Эта сделка предполагает, что покупатель получает не только здания и оборудование, но и права и обязанности бывшего владельца, привязанные к материальной основе производства. Продавец должен уведомить кредиторов о передаче своих обязательств (п. 1 ст. 562 ГК РФ).

Основным преимуществом для нового собственника является то, что он:
- имеет возможность осуществлять другие виды деятельности в рамках этого же юридического лица;
- получает права требования на основании обязательств, в которых собственник предприятия выступает в качестве кредитора;
- получает права на товарный знак и другие средства индивидуализации продавца и его товаров, а также принадлежащие ему на основании лицензии права на использование данных средств индивидуализации.

К недостаткам продажи бизнеса как имущественного комплекса можно отнести:
- безусловную необходимость государственной регистрации. Только после нее договор считается заключенным, и право собственности на предприятие переходит к покупателю (п. 3 ст. 560 ГК РФ);
- тот факт, что в состав предмета продажи не включают права, полученные на основании разрешения (лицензии) на занятие определенной деятельностью. Исключение составляют случаи, когда эти права (лицензии) должны переходить к покупателю бизнеса в силу прямого указания закона;
- необходимость дополнительных юридических действий. Они должны быть направлены на фактическое отчуждение отдельных элементов предприятия. К примеру, исключительные права на объекты интеллектуальной собственности могут быть переданы только после соблюдения требований авторского или патентного законодательства;
- последующее возникновение ряда обязательств, которых не существовало на момент покупки бизнеса. Например, вследствие принятия судебных решений (т.е. судебного решения еще нет, но иск подан, и суд идет) или обязательств перед работниками, ухудшение здоровья которых связано с производственным процессом. Могут обнаружиться неуплаченные налоги, пени и таможенные пошлины (в пределах сроков давности по взысканиям) или гарантийные обязательства по произведенной ранее продукции (например, при изготовлении некачественной продукции, недостатки которой выявились по прошествии нескольких лет).

Как избавиться от "неявных" долгов

Проблему внезапного возникновения у нового владельца старых задолженностей можно полностью устранить. При составлении договора можно предусмотреть следующие ситуации:
1) задолженности, связанные с предыдущей деятельностью предприятия, к новому владельцу не переходят;
2) старые задолженности передаются в составе предприятия. То есть новый владелец приобретает только те долги, связанные с деятельностью предприятия, которые указаны в договоре. В этом случае в договоре и приложениях к нему должен быть приведен детальный перечень всех задолженностей, включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований.

Особенности продажи акций

В случае с акционерным обществом фактически продают ценные бумаги. Если общество является закрытым, то при продаже акций участник должен письменно известить об этом других акционеров и общество. Поскольку при реализации акций изменяется состав учредителей общества, организация обязана уведомить об этом налоговую инспекцию. Это следует из Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (подп. "д" п. 1 ст. 5).

Покупатель должен удостовериться, что на момент заключения договора продажи акций они полностью оплачены учредителями.

В случае покупки акций необходимо учитывать, что по закону обязательное указание акционеров в уставе не требуется (кроме случая, когда общество учреждается одним лицом). Смена акционеров АО может отражаться лишь во внутреннем реестре - реестре акционеров, который должен надлежащим образом вестись в компании. Следовательно, в этом случае для передачи акций достаточно подписания договора купли-продажи акций, передаточного распоряжения и внесения записи в реестр акционеров.

В соответствии с пунктом 2 статьи 454 Гражданского кодекса, к купле-продаже ценных бумаг и валютных ценностей применяются положения главы 30 Гражданского кодекса, если законом не установлены специальные правила. Так как специальных правил в отношении формы договора купли-продажи акций не предусмотрено, договор должен быть составлен в письменной форме. Государственной регистрации он не подлежит. Договор купли-продажи акций вступает в силу с момента его подписания сторонами, если иное не предусмотрено самим договором.

Право нового владельца на акции общества переходит к нему в момент подписания договора купли-продажи или другой момент, согласованный сторонами в этом договоре (например, момент оплаты).

Риски покупателя

На практике можно выделить две группы рисков.

Первая - мошеннические действия, связанные с продажей чужой собственности и исчезновением с деньгами покупателя, подделка финансовых документов и прочее. Эти действия являются преступлениями и преследуются по закону.

Вторая группа рисков - ограниченная информация (а порой даже дезинформация), то есть введение покупателя в заблуждение. Опасной в такой ситуации может быть и простая недосказанность. И любая информация, способная помешать продаже, будь то размещение офиса в зоне плановой застройки или натянутые отношения с клиентами, наверняка будет замалчиваться.

Минимизировать риски можно, если следовать некоторым рекомендациям.
1. Навести справки обо всем, что потенциально может причинить ущерб бизнесу. Выяснить состояние имущественного комплекса и особенностей месторасположения. Так удастся упредить проблемы, например, в связи с расторжением арендного договора.
2. Опираться на факты и по возможности не верить на слово, какой бы благонадежный продавец его ни давал. Особенно это касается объемов прибыли и оборота фирмы, заявленных продавцом.
3. Однозначно формулировать условия сделки (в частности, механизм расчетов - по завершении каких процедур продавец имеет право получить деньги).
4. Предложить заключить гарантийное обязательство об отсутствии долгов, которые не проходят по бухгалтерии. Его подписывают все учредители и гендиректор. Юридическая защита покупателя заключается в том, что после подписания гарантийного обязательства они несут персональную ответственность за любые заимствования компании в течение последних трех лет. В случае возникновения негативных последствий у покупателя появляется возможность:
а) предъявить этот документ кредиторам и отправить их к реальному должнику;
б) если дело дойдет до суда, подать регрессный иск о защите своих прав.
5. Проверить лояльность ключевого персонала, чтобы вместо стабильной компании не купить группу неквалифицированных саботажников.
6. Сохранять полную конфиденциальность информации о предполагаемой сделке, так как ее распространение может нанести ощутимый вред.
7. Сохранять контроль над ходом сделки (особенно над всеми связанными с ней юридическими процедурами) до полного ее завершения.
8. Составить подробный план передачи управленческих полномочий. Это особенно важно для сохранения отношений с клиентами, поставщиками, партнерами по прочим операциям и работниками приобретаемого предприятия. Ведь покупателю важно сохранить дееспособный бизнес.

Риск продавца

Для продавца главная опасность - не получить свои деньги. Чтобы избежать этого, необходимо согласовать с покупателем все наиболее значимые условия покупки. В первую очередь это касается имущества, распределения прав и обязанностей сторон по исполнению сделки, порядка фактической передачи имущества. Кроме того, необходимо выстроить поэтапный план продажи бизнеса.

На каждом этапе сделки лучше воспользоваться услугами профильных специалистов. Во-первых, привлечь профессионального оценщика, авторитет которого непререкаем и для покупателя, с тем, чтобы обе стороны сделки согласились с независимой оценкой действительной рыночной стоимости предприятия. Во-вторых, поручить опытному посреднику изучить кредитную историю покупателя, оформить всю документацию, возложить на него обязанность дать финансовые гарантии по сделке.

Значительно повысить безопасность сделок в нашей стране могло бы государство, но это возможно лишь при наличии устойчивой законодательной базы. Конфликты, возникающие между продавцом и покупателем бизнеса, должны разрешаться в суде. Однако на данный момент и судебная система, и российские законы далеки от совершенства. К сожалению, и у инвесторов, и у продавцов бизнеса надежд на получение защиты от государства мало.

И. Рекец, исполнительный директор ООО "ГенКонсалтинг"

Вернуться в раздел

Наши телефоны:
8 (351) 774-59-22, 233-98-43
8 (908) 042-97-82
- "SoftDevelop" Челябинск